Конструирование
бизнес-модели

Начинать предпринимательскую деятельность без предварительно построенной бизнес-модели - это всё равно, что выходить в море без навигационных средств или выбирать путь направления на неизвестной местности без компаса и карты.
Сегодня успешные бизнесы не создаются без бизнес-модели. Особенно, если речь идёт о закономерном, а не случайном успехе.

Бизнес-модель является фундаментом мышления предпринимателя. Но это особый фундамент. Чтобы обеспечивать эффективность реальному бизнесу – достигать увеличения прибыли – он должен постоянно обновляться.
Бизнес-модель не является каким-то неизменным и застывшим объектом. Напротив, чем чаще она будет меняться, тем эффективнее будет служить в качестве средства организации реального бизнеса.
Благодаря частой смене бизнес-модели компании-стартапы превратились в единорогов – развились до крупного бизнеса.
Понятие «бизнес-модели»
Бизнес-модель является средством организации мышления и деятельности предпринимателя и владельца бизнеса. Этим средством является знание или представление, указывающие на то, как должен быть организован реальный бизнес, чтобы приносить запланированную прибыль.

Бизнес-модель показывает устройство реального бизнеса как определённой машинки по зарабатыванию денег – описывает основные узлы. Задаёт её полную структуру. Каждый элемент структуры бизнес-модели является определённым аспектом реального бизнеса, который нужно учитывать и поддерживать его функционирование и развитие в практической работе. Их особая соорганизация задаёт целостность бизнеса.
Основные элементы структуры бизнес-модели
1. «Потребительские сегменты»
2. «Каналы сбыта».
3. «Формы отношений с клиентами».
4. «Ценностное предложение».
5. «Источники доходов».
6. «Ключевые ресурсы».
7. «Ключевые виды деятельности».
8. «Ключевые партнёры».
9. «Структура затрат»
Понятие «конструирование»
Конструирование является мыслительным видом деятельности по созданию определённого объекта. Основными операциями конструирования являются «сборка-разборка». Это прямая и обратная операции.

Неважно, в какой момент начинается конструирование. Эти действия являются обязательными и функциональными. Если конструктивная работа начинается с нуля, то сборка является первым шагом. Если уже есть какая-то конструкция и она не отвечает требованиям, то работа начинается с разборки и заканчивается сборкой новой конструкции.
Основные принципы деятельности конструирования
1. Принцип целостности.
2. Принцип перехода от целого к «части» и обратно – от части к «целому».
3. Принцип связности всех блоков целостной структуры (в данном случае бизнес-модели).
4. Принцип взаимообеспеченности содержания одного блока содержанием других блоков целостной структуры (в данном случае бизнес-модели).
5. Принцип разнородности и избыточности конструктивного материала.

Все эти принципы должны быть использованы в работе по конструированию бизнес-модели. Начинать конструктивную работу можно с любого пункта. Здесь нет последовательности и иерархии.
Инструкция по реализации принципов конструирования бизнес-модели

Исходным шагом является работа по выработке целостности конструкции бизнес-модели, – с определения того типа бизнес-модели, который вам наиболее подходит (вспомните первый принцип).

Существуют четыре основных типа бизнес-модели:

  • бизнес-модель, ориентированная на создание и продажу продукта;
  • бизнес-модель, ориентированная на организацию электронной коммерции – маркетплейсов;
  • бизнес-модель, ориентированная на оказание услуг;
  • бизнес-модель, ориентированная на решение задачи клиента с полным циклом.

После определения типа бизнес-модели начинается работа по наполнению содержанием каждого блока. В каждом блоке есть вопросник, на который нужно получить ответы. Этот вопросник является конструктивным материалом, с помощью которого формируется содержание бизнес-модели. Чем более разнородным будет этот конструктивный материал, тем эффективнее будет бизнес-модель в качестве средства решения бизнес-задач (вспомните пятый принцип).

Если не получается заполнить первый блок, то начинать нужно с того блока, который наиболее понятен. Потом можно вернуться к проблемному блоку и его заполнить с учётом содержания предыдущего блока. Здесь одно заполняется за счёт другого. Реализуется принцип взаимообеспечения. Содержание других блоков является подсказкой для наполнения следующего блока. Эти подсказки регулируют работу по формированию содержания. За счёт этого действия снимается проблема неопределённости и первого шага в любой работе (вспомните четвёртый принцип).

После этого пояснения переходим к заполнению первого блока «Потребительские сегменты». Этот блок требует ответов на вопросы о потребителях. Нужно чётко описать целевую аудиторию. Задать определённые параметры, чтобы можно было её выявлять и измерять. Серия вопросов этого блока является детализацией основного вопроса, они помогут сориентироваться. Это тот самый конструктивный материал, из которого формируется содержание бизнес-модели (вспомните пятый принцип).

Заполнив первый, блок переходите ко второму «Каналы взаимодействия» и повторяете те же действия – используете серию вопросов этого блока, которые упрощают составление ответа на главный вопрос. Все остальные блоки заполняется таким же образом – тем же методом.

После наполнения всех блоков бизнес-модели дальше идёт корректировка - осуществляется соотнесение содержания всех блоков с друг другом. Это обеспечивает приведение их в соответствие друг другу. Если этого соответствия не будет и какой-то блок будет дублировать содержание другого или ему противоречить, то это впоследствии отразится на показателях реального бизнеса (вспомните третий принцип). Поэтому нужно очень тщательно осуществлять проверку содержания каждого блока.

Очень важно при заполнении содержанием каждого блока бизнес-модели соотносить его с тем типом (концепцией) бизнес-модели, который был выбран. Эта работа позволит изначально избежать противоречий между частями бизнес-модели и её целостной структурой, что в дальнейшем позволит снять проблемы реализации. Каждый блок, являясь частью всей конструкции бизнес-модели, будет способствовать её реализации (вспомните второй принцип).

01

Исходным шагом является работа по выработке целостности конструкции бизнес-модели, – с определения того типа бизнес-модели, который вам наиболее подходит (вспомните первый принцип).

Существуют четыре основных типа бизнес-модели:

  • бизнес-модель, ориентированная на создание и продажу продукта;
  • бизнес-модель, ориентированная на организацию электронной коммерции – маркетплейсов;
  • бизнес-модель, ориентированная на оказание услуг;
  • бизнес-модель, ориентированная на решение задачи клиента с полным циклом.

02

После определения типа бизнес-модели начинается работа по наполнению содержанием каждого блока. В каждом блоке есть вопросник, на который нужно получить ответы. Этот вопросник является конструктивным материалом, с помощью которого формируется содержание бизнес-модели. Чем более разнородным будет этот конструктивный материал, тем эффективнее будет бизнес-модель в качестве средства решения бизнес-задач (вспомните пятый принцип).

03

Если не получается заполнить первый блок, то начинать нужно с того блока, который наиболее понятен. Потом можно вернуться к проблемному блоку и его заполнить с учётом содержания предыдущего блока. Здесь одно заполняется за счёт другого. Реализуется принцип взаимообеспечения. Содержание других блоков является подсказкой для наполнения следующего блока. Эти подсказки регулируют работу по формированию содержания. За счёт этого действия снимается проблема неопределённости и первого шага в любой работе (вспомните четвёртый принцип).

04

После этого пояснения переходим к заполнению первого блока «Потребительские сегменты». Этот блок требует ответов на вопросы о потребителях. Нужно чётко описать целевую аудиторию. Задать определённые параметры, чтобы можно было её выявлять и измерять. Серия вопросов этого блока является детализацией основного вопроса, они помогут сориентироваться. Это тот самый конструктивный материал, из которого формируется содержание бизнес-модели (вспомните пятый принцип).

05

Заполнив первый, блок переходите ко второму «Каналы взаимодействия» и повторяете те же действия – используете серию вопросов этого блока, которые упрощают составление ответа на главный вопрос. Все остальные блоки заполняются таким же образом – тем же методом.

06

После наполнения всех блоков бизнес-модели дальше идёт корректировка - осуществляется соотнесение содержания всех блоков с друг другом. Это обеспечивает приведение их в соответствие друг другу. Если этого соответствия не будет и какой-то блок будет дублировать содержание другого или ему противоречить, то это впоследствии отразится на показателях реального бизнеса (вспомните третий принцип). Поэтому нужно очень тщательно осуществлять проверку содержания каждого блока бизнес-модели.

07

Очень важно при заполнении содержанием каждого блока бизнес-модели соотносить его с тем типом (концепцией) бизнес-модели, который был выбран. Эта работа позволит изначально избежать противоречий между частями бизнес-модели и её целостной структурой, что в дальнейшем позволит снять проблемы реализации. Каждый блок, являясь частью всей конструкции бизнес-модели, будет способствовать её полной реализации (вспомните второй принцип).

01
Потребительские сегменты
Какие группы потребителей вы рассчитываете привлекать и обслуживать?
02
Каналы взаимодействия
По каким каналам вы собираетесь взаимодействовать со своей целевой аудиторией и доносить своё ценностное предложение?
03
Взаимоотношения с потребителем
Какой тип отношений вы хотите установить со своим потребительским сегментом (целевой аудиторией)?
04
Ценностное предложение
Какую ценность (полезность) для вашего потребительского сегмента несут предлагаемые вами товары и услуги?
05
Источники дохода
За что готовы платить клиенты в вашем потребительском сегменте?
06
Ключевые ресурсы
С помощью каких активов вы собираетесь обеспечить развитие и функционирование своего бизнеса?
07
Ключевые виды деятельности
Какие виды деятельности вы собираетесь осуществлять для реализации вашей бизнес-модели?
08
Ключевые партнеры
Для решения каких задач нужен партнёр?
09
Структура затрат
Какие основные расходы придется понести в рамках реализации конкретной бизнес-модели?
Потребительские сегменты
блок 1
Потребительские сегменты

Вопрос:

Какие группы потребителей вы рассчитываете привлекать и обслуживать?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • группа потребителей, объединённых сходными потребностями и нуждами (товары и услуги широкого потребления);
  • группа потребителей, имеющая свою рыночную нишу (узкоспециализированные товары и услуги);
  • группа потребителей, которая «покрывается» несколькими разными потребительскими сегментами с различными потребностями и запросами (многопрофильные товары и услуги);
Каналы взаимодействия
блок 2
Каналы взаимодействия

Вопрос:

По каким каналам вы собираетесь взаимодействовать со своей целевой аудиторией и доносить своё ценностное предложение?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • реклама и промоакции;
  • участие в выставках;
  • публикации в СМИ;
  • участие в тестировании;
  • сервис;
  • доставка;
  • экспертные оценки;
  • социальные сети;
  • размещение информации в точках продаж;
Взаимоотношения с потребителем
блок 3
Взаимоотношения с потребителем

Вопрос:

Какой тип отношений вы хотите установить со своим потребительским сегментом (целевой аудиторией)?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • персональная поддержка (прямая связь клиента с любым сотрудником компании);
  • особая персональная поддержка (представитель компании прикреплён к конкретному клиенту);
  • самообслуживание (нет персональной поддержки, компания обеспечивает клиентов всем необходимым, чтобы они могли себя обслуживать самостоятельно);
  • автоматизированное обслуживание (автоматизация процессов);
  • сообщества (создание своих сообществ и поддержка отношений с существующими);
  • совместное создание продукта (привлечение клиентов к созданию потребительской ценности);
Ценностное предложение
блок 4
Ценностное предложение

Вопрос:

Какую ценность (полезность) для вашего потребительского сегмента несут предлагаемые вами товары и услуги?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • инновация;
  • более высокая производительность или эффективность труда;
  • ориентация на индивидуальность;
  • комплексное решение задачи;
  • освобождает от части рутинной работы;
  • уникальный дизайн;
  • бренд;
  • приемлемая цена;
  • удобство;
  • отсутствие рисков;
Источники дохода
блок 5
Источники дохода

Вопрос:

За что готовы платить клиенты в вашем потребительском сегменте?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • покупка прав собственности на продукт;
  • покупка франшизы;
  • оплата услуги;
  • оплата подписки;
  • оплата аренды/ренты/лизинга (передача клиенту временных прав на пользование определённым активом на определённое время за фиксированную плату);
  • оплата патентных прав, авторских прав;
  • оплата брокерских услуг;
  • оплата дистрибуции;
Ключевые ресурсы
блок 6
Ключевые ресурсы

Вопрос:

С помощью каких активов вы собираетесь обеспечить развитие и функционирование своего бизнеса?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • основные средства (физические объекты: здания, оборудование, транспортные средства, точки продаж и сети дистрибуции);
  • интеллектуальные ресурсы (интеллектуальная собственность: торговые марки, патенты и авторские права, партнёрские и клиентские базы данных);
  • персонал (уникальные компетенции, лучшие управленческие практики, необходимые квалификации);
  • финансы (наличие таких определённых финансовых ресурсов как: банковские гарантии, денежные средства, привлечение инвестиций, кредитные линии, краудфандинговые площадки, фондовый резерв);
Ключевые виды деятельности
блок 7
Ключевые виды деятельности

Вопрос:

Какие виды деятельности вы собираетесь осуществлять для реализации вашей бизнес-модели?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • производство (разработка и вывод продукта на рынок);
  • оказание комплексных услуг по решению задачи (поиск и нахождение оптимальных решений);
  • создание онлайн торговых платформы (маркетплейсов) и площадок;
  • формирование сообществ;
  • предоставлять в пользование имущество;
Ключевые партнеры
блок 8
Ключевые партнеры

Вопрос:

Для решения каких задач нужен партнёр?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

  • оптимизация и экономия в сфере производства (это основная форма партнерства или отношений между заказчиком и поставщиком с целью оптимизации распределения ресурсов и ведения деятельности);
  • снижение риска и неопределённости (партнерские отношения могут помочь снизить риск в конкурентной среде, для которой характерна неопределенность. Нередко компании формируют стратегический союз в определённой области);
  • выгодная поставка товаров и услуг для минимизации затрат);
Структура затрат
блок 9
Структура затрат

Вопрос:

Какие основные расходы придется понести в рамках реализации конкретной бизнес-модели?


Выберите или предложите свои варианты ответов:

• фиксированные издержки;

• переменные издержки;

• экономия на масштабе;

Укажите Ваш email и Вы первым узнаете о всех преимуществах новой платформы: